Моя педагогическая концепция
Целью моей педагогической деятельности является воспитание патриотизма и формирование гражданского самосознания молодых россиян, приобщение их к национальным культурным ценностям и традициям.
Задачи:
1.Изучение примеров героической борьбы, подвигов, таланов россиян – прекрасных примеров для подражания;
2.Глубокое изучение нашего исторического прошлого;
3.Воспитание антагонистичного, неприязненного отношения к недоброжелателям и недругам Отечества;
4.Формирование нравственных качеств учащихся;
5.Воспитание толерантности.
В основе моей педагогической концепции лежит патриотическое воспитание школьников на материале истории.
Патриотизм – преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу. (С. И.Ожегов, Н. Ю. Шведова Толковый словарь русского языка, Москва 1998 г.)
К большому сожалению, в России на рубеже XX-XXI веков учебники истории полны примерами искажения прошлого, принижением роли россиян в решении тех или иных глобальных задач, перечёркиванием некоторых достижений народа и т. д. В большинстве из них не указаны даже праздники – государственные и воинской славы, которые во многих странах являются святыми и вокруг которых ведётся мощная патриотическая работа в школе.
В японских учебниках истории давно записано: «Японцам не нужно становиться великим народом, они и так им являются». Подобное можно встретить в США, Китае и многих других странах. Причём, это не просто записи. В этих строчках заложена концептуальная линия воспитания детей!
1. В России с древнейших времён патриотизм являлся одним из главнейших приоритетов. Достаточно вспомнить русские былины, песни, сказания, вспомнить слова князя Святослава в «Повести временных лет»: «Да не посрамим земли Русской, но ляжем костьми тут, мёртвый бо срама не имам …» Раскрывая подвиги героев, важно, чтобы учащиеся подводились к осознанию, почему наши предки жертвовали собой во имя Отечества. Не хотели же умирать Сусанин и Багратион, Нестеров и Космодемьянская, сотни и тысячи других героев. Не хотели, тем не менее на смерть шли. Известный педагог В. А. Сухомлинский по этому поводу писал сыну: «Знай, что настоящего патриота нашей Родины можно убить, сжечь, закопать живым в землю, как делали это изверги фашисты, но покорить нельзя».
Ни один урок истории не должен проходить без изучения достойных личностей: борцов, созидателей, мужественных и благородных людей, радевших за землю Русскую. На их примерах воспитываются идеалы служения Отечеству.
2. Сегодняшние достижения обновляющейся России не так ещё велики, чтобы вызвать у части учащихся высокий дух патриотизма. Прошлое же, несмотря на некоторые негативные примеры, не может не вызывать гордости за жизнь своих предков. В этой связи необходимо перестать быть «Иванами, не помнящими родства», ярко показывать все достижения Руси – России – СССР – Российской Федерации, независимо от того, каким было государство – княжеским, царским, буржуазным или советским. И не смогут тогда учащиеся не почувствовать гордость за свою Родину, ведь её достижения действительно заслуживают огромное уважение.
3.Воспитание непримиримости к недоброжелателям и врагам Отечества требует исправления тех ошибок, которые были допущены некоторыми органами власти и некоторыми СМИ, активно внушавшими российскому народу мысль об отсутствии у России врагов и недоброжелателей.
Какие силы относятся к враждебным для России? В условиях, когда нет войн между государствами, таковыми могут считаться те, кто всячески (экономически, идеологически, политически и т. д.) подрывают устои России, наносят ей вред. По-прежнему опасным остаётся международный терроризм, который в активнейшей форме проявил себя в чеченских и дагестанских событиях в 90-е годы.
Учитель истории должен хорошо разбираться в вопросах международной жизни, хорошо знать концепцию государственной безопасности и заострять нужные проблемы до уровня их осознанного восприятия учащимися, на конкретных примерах показывать «кто есть кто» и «с кем дружить, а с кем служить»
4. Патриотическое воспитание осуществляется на основе формирования нравственных качеств учащихся. В учебниках истории чаще не просматривается нравственная сторона поступка, поведения, события, факта и т. д. И если учащиеся хорошо знают заслуги перед Отечеством Петра I , М. М. Сперанского, Александра II , С. Ю. Витте, П. А. Столыпина и т. д., они не всегда представляют нравственные устои и мотивы их деятельности.
Историк С. М. Соловьёв и писатель Ф. М. Достоевский, политик В. И. Ленин – все желали поражения России в войне – первые – в Крымской 1853-1856 годов, Ленин – в Первой мировой 1914-1918 годов. Патриоты ли они? Нравственно ли поступали? При разборе этих и других примеров у учащихся складывается более достоверное представление личностях, иногда даже происходит переоценка ценностей, но всегда остаётся соответствующий отпечаток в душе.
Раскрывая нравственные качества соотечественников, нужно стараться соотнести положительные из них с аналогичными качествами самих учеников. Но словами «а вот Пётр I в твои годы …» и т. п. этих качеств не воспитаешь. Ученики либо не воспримут их вовсе или подумают, что «я же не Пётр I». Но если у одного учащегося отметить какое – либо качество, присущее, например, Суворову, у другого, другое, присущее Петру I , то пусть не у всех, но у кого-то из подростков нравственный след в душе всё же останется: ещё бы, ведь их сравнили с такими людьми. Это также может привести к потребности более глубоко изучить этих личностей и даже усилить выработку отмеченных в них на такой основе качеств.
Высокая нравственность гражданина является одной из главных составных патриотизма.
5. П. Я. Чаадаев противопоставлял любовь к Отечеству любви к истине. «Прекрасная вещь – любовь к Отечеству, – писал он, – но есть ещё нечто более прекрасное — это любовь к истине. Любовь к Отечеству рождает героев, любовь к истине создаёт мудрецов, благодетелей человечества. Любовь к Родине разделяет народы, питает национальную ненависть и подчас одевает землю в траур; любовь к истине распространяет свет знания …»
Формирование на истории любви к Отечеству не должно допускать нездорового национализма, шовинизма, превознесения одной национальности над другой, ибо, по Достоевскому, «иною любовью можно и утопить отечество». Можно, если искусственно завышать достижения России (будто их настоящих недостаточно) «не выносить сор из избы» (зарастёт изба мусором) и т. д.
Воспитание любви к Отечеству в современных условиях является делом непростым. Пессимизм, поразивший значительную часть взрослого населения по причине трудностей переживаемого периода, передаётся детям и подросткам. В таких условиях тем более важно вселять оптимизм в души учащихся.
«Пусть озлобленные маловеры ругаются над Россией как страной без будущего, без чести и самосознания, – отмечал историк Г. П.Федотов. – Мы знаем, мы помним. Она была Великая Россия. И она будет!» (Федотов Г. П. Судьба и грехи России. – т. 1. –с. 45.)